Креативная педагогика

Read in English 

Дорогие Коллеги! Интервью Главного редактор Издательства «Всё для Образования Инфо» Елены Арих с доктором Андреем Григорьевичем Алейниковым впервые было опубликовано в нашем журнале «Всё для Образования Инфо» в 2014-м году. Креативной педагогике исполнилось в то время — 25 лет. По просьбам читателей мы повторяем беседу на нашем новом сайте. Задавать вопросы Вы можете на адрес Издательства: mail@greateducation.ru

Андрей Григорьевич Алейников, Президент Международной Академии Гениальности

Доктор Андрей Алейников был назван «самым креативным человеком мира» (журнал Breakthrough) за открытие мегакреативности, то есть способности человека ускорить рождение новых идей до уровня свыше миллиона в минуту. Он является основателем новых направлений исследований и автором 11 новых законов сохранения. Первым дал НАУЧНОЕ определение гению, основал новую науку Гениусологию для изучения этого сложного явления и разработал методологию обучения гениальности. Доктор Андрей Алейников является выдающимся педагогом, получившим множество наград, обладателем рекорда Гиннеса в области скоростного издательства, автором бестселлера и спикером, который несет радость, вдохновение, и необычный опыт, ведущий к изменению жизненной позиции, тысячам людей по всему миру. Его всемирный «поход» за спасение гениев, его оригинальное видение мира, необычная судьба и динамичный стиль выступлений меняют представления людей о проблемах, творчестве, гении и о самих себе. Будучи приглашенным лектором Ассоциации им. Президента США Вудро Уилсона (2005-08), др. Андрей Алейников вдохновлял студентов университетов, а как основатель методологии обучения гениальности и президент Международной академии гениальности, он также обучает профессоров, директоров школ, учителей и родителей видеть гения в каждом ребенке и в каждом взрослом. Он получил высшую награду за инновационное преподавание от Академии лидерства в образовании (2003), Медаль Джорджа Вашингтона (2005) и был единственным в стране человеком, номинированным одновременно на Президентскую медаль за достижения в науке (2003-06) и звание Лучшего профессора Америки. Дважды он был номинирован на звание «Великий учитель», которое присваивается выдающемуся профессору в англоговорящем мире за исключительную коммуникацию в классе. Русская Академия Наук и Искусств наградила др. Андрея Алейникова медалью лауреата за выдающиеся достижения (2004). Статьи о его новых науках, таких как Организология, Гениусология, Новология, и Созидоника (наука о творчестве), а также новых направлениях исследования, таких как Креативная лингвистика и Креативная педагогика, представлены в энциклопедиях, включая 7 статей в недавнем издании Шпрингера «Энциклопедия творчества, изобретательства, инновации и антрепренерства» (2013, 2017).

Эксклюзивное интервью Главного редактора Издательства «Всё для Образования Инфо» Е.А. Арих
с доктором А.Г. Алейниковым,
кто четверть века назад
первым сказал «А»

Елена Арих: —  Андрей Григорьевич, прежде всего, благодарю Вас за то, что Вы согласились на интервью. Я очень рада, что мы можем из первых уст получить информацию о креативной педагогике, которая в этом году празднует 25-ю годовщину. Для России —  это начало нового движения в образовании, ведущее в будущее.

А.Г. Алейников: —  Ну, что Вы, Елена Анатольевна, не за что. Спасибо за Ваше приглашение. Рад буду пообщаться с Вашими читателями и подписчиками.

Е.А.: —  Андрей Григорьевич, Ваша статья о креативной педагогике была напечатана в «Вестнике высшей школы» в 1989 году. И это была первая статья о новом направлении в образовании. Давайте начнем с этого. Почему креативная педагогика?

А.Г.А.: —  Для начала должен сказать, что слова «креативность» и «педагогика» уже существовали. Вот, например, сборник «Креативность и педагогика», опубликованный в 1988 году после одной из конференций. Люди думали об этом, люди говорили об этом. Но одно дело думать и говорить, а другое дело создать первый креативно-ориентированный курс, получить уникальные результаты, обобщить и сообщить. Да, понятия крутились в воздухе, но целостного понимания не было.

Е.А.: —  Спасибо, Андрей Григорьевич, я посмотрю этот источник. Итак, целостное понимание. Что это?

А.Г.А.: —  Целостное понимание креативной педагогики —  это четко очерченное поле, это концепция, а не облако, и четкая структура внутри этого поля, если образно говорить, стержень — оригинальное теоретическое отражение оригинальной (педагогической) практики. Это не просто «здоровский роман» (как у Макаренко). Это не просто изумительные книги, как у Шаталова и Амонашвили. Это формула изобретения, т.е. форма, никогда ранее не использовавшаяся в области педагогики, но понятная изобретателям, или, если хотите, технарям. Не зря они сразу ее заметили и она появилась в Энциклопедическом словаре-справочнике под. ред. В.В. Попова. Валерий Васильевич там же и отметил ее необычную форму.

Е.А.: —  Андрей Григорьевич, давайте напомним читателям этот абзац: «Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов».

А.Г. А.: —  Все правильно. Спасибо. Итак, там указаны отличия (после фразы «отличающаяся тем, что…»). Во-первых, надкритическое взаимодействие —  это общение без разрушающей критики, без отрицания, и даже без оценок. Во-вторых, креативная педагогика отличается тем, что переводит учащегося из ранга объекта обучения (которого учат, а часто и просто долбают) в ранг субъекта творчества. Это значит, обучаемый начинает быть творцом! Не зубрилой, не tabula rasa (лат. «чистая доска»), не послушным паинькой или «сорвиголовой», протестующей против ненужных знаний, а если хотите —  богом-творцом, человеком-творцом! Ибо никакой принципиальной разницы в акте творения бога и в акте творения человека просто нет.

В гуманистической (читай материалистической) традиции именно человек создает всех богов (в политеизме), а затем и единого бога (в монотеизме). Что там говорят историки? Первые религии появились около 14 тысяч лет назад? А в религиозной традиции еще проще: Бог создал человека в своем образе. А он — Бог — творец!!! Значит и человек —  тоже творец! Мало того, любая религия учит походить на бога, жить как он, думать как он, поступать как он (или те, кто его принял). Не так ли? А значит творить, творить, творить! Творить руками — из света, из глины, из дерева, из всего! Творить головой, мозгами, умом, т.е. решать задачи и проблемы. Творить своим примером —  т.е. делом, поведением, обучением других. Учителя —  это такие же творцы, как поэты, художники, скульпторы, архитекторы! Они творят человеческие души и человеческие судьбы. Что делал Христос-то (в одной из религий)? Учил! Иногда исцелял, врачевал, но в основном учил. Не пахал, не сеял, не возводил зданий! Учил! А Будда? Учил! А Мухаммед? Учил! С этой точки зрения, каждый учитель делает божье дело. Каждый хороший учитель —  это творец будущего!

Е.А.: —  Как сказал Джон Стейнбек: «Великий учитель — это великий художник». А что же творит обучаемый?

А.Г.А.: —  Вот это самое интересное! Спасибо за вопрос. Я прямо чувствую, как Вы творите это интервью для Ваших читателей. Их, конечно, интересуют учителя, но их собственные дети и внуки их интересуют больше! Так ведь?

Е.А.:  —  Да, так и есть!

А.Г.А.: —  Первое: каждый обучаемый творит себя! Научился чему-то новому, сотворил себе новую возможность по работе, по жизни! Второе, решил задачу по-особому, давайте проверим, может, впервые в мире так решено? А вдруг, да? Значит, появится громкая строчка в резюме или в биографии. А это начало пути к гениальности!

Вон юный Отто (Юльевич Шмидт) продумал свой путь в 15 лет! И сделал все, что задумал! И наконец, третье, обучаемый нарисовал, каким способом он быстро выучил этот материал, и рассказал другим — вот он и сам вышел в область мета-когнитивных навыков (мышление о мышлении) и другим помог, побыл учителем (90% запоминания материала)… Сам сотворил и других на это подвигнул. Смотришь, класс-то и «погнал» методами обмениваться, да ускорять обучение. Так и живет процесс. Это как раз и есть процесс творчества, в котором, как писал Артур Кёстлер, «учитель и ученик живут в одном человеке». Сам себя обучает и сам учится! Идеальный ученик! Заинтересованный и обучающийся с энтузиазмом!

Е.А.: —  Идеальный, значит добросовестный ученик?

А.Г.А.: —  Идеальный учащийся (IdeaLearner) —  это термин креативной педагогики. Создал я эту концепцию на базе идеального конечного результата (ИКР) из ТРИЗа Г.С. Альтшуллера. А жизнь —  вот она! Однажды студент пропустил последние занятия, заболел, пролежал в госпитале сколько-то дней. Желтуха, а с ней не шутят. Даже на экзамен не смог прийти. А потом приходит пересдавать, пересдает, и рассказывает, как в госпитале он использовал наши методы: купил ватман, и нарисовал схему желтухи и лучший способ ее лечения. Уже был готов выписываться (раньше других, между прочим, потому что сознательно лечился!!!) и ватман со стены снимать, но в последний день приходит генерал с обходом. Увидел схему на стене, и грозно так спрашивает: «Кто сделал?» Ну, мой студент признался. А генерал еще пару раз схему оглядел, пациента прощупал, здоровье проверил, а потом так по-отечески говорит: «Сынок, а не мог бы ты эту схему нам оставить. Мы по ней и стажеров, и больных будем гонять!» «Так, —  студент мой говорит, —  схема там и осталась, а я хотел ее Вам, Андрей Григорьевич, принести и показать, что Ваши методы я и в госпитале изучал. Спасибо Вам.»

«Это Вам спасибо, дорогой мой, —  отвечаю я, —  что Вы там больным и врачам помогли, а методы… они теперь Ваши. В конце концов, я-то вас только к грамматике их учил применять, а Вы на медицину их распространили! Отлично!» А в других случаях и схемы, и поэмы, и модели остаются для последующих поколений студентов. Таким образом, креативность студентов используется для обучения других студентов даже после того, как они уже закончили курс.

Е.А.: —  Андрей Григорьевич, расскажите подробнее о методах.        

А.Г.А.: —  Помните, мы говорили о целостном подходе. Так вот целостный подход — это не только формула (формула — это отжимка, это сущность), но еще и методология — тот самый стержень. Методология —  это совокупность методов в четкой последовательности, как бы ступень за ступенью. И она включает некоторые известные методы и авторские методы. Методы могут быть объектно-ориентированными (т.е. направленными на изменение объекта) и субъектно-ориентированными (т.е. направленными на учащегося, на субъект). Объектно-ориентированные — это такие, как мозговой штурм (А. Осборн), например. Они направлены на изменение объекта, на поиск новых вариантов этого объекта. А субъектно-ориентированные — это такие, как метод ограничения времени (B.A. Моляко), метод гениальной ориентации (Алейников), и т.д. Они направлены на то, чтобы нажимать на человека, ставить его в трудное положение, тем самым заставляя его быть более творческим или, с другой стороны, так вдохновлять, что уже никто не может остановить такого учащегося. Кстати, субъектно-ориентированные методы еще делятся на открытые и закрытые. Открытые объясняются студентам, а закрытые объясняются только преподавателям.

Е.А.: —  Почему?

А.Г.А.: —  Они настолько мощные, что я отдаю их только в надежные руки.

Е.А.: —  Например? Чего можно достигнуть с их помощью?

А.Г.А.: —  Пример? Ну, что если я Вам скажу, что есть методы смены установки. Той самой установки, которая неосознанно и изначально присутствует в любом акте мышления. Люди ее даже не осознают. И изменить установку чрезвычайно трудно. А наши методы позволяют это сделать. И работают они почти в 100% случаев. Я говорю об установке по Узнадзе. В Сингапуре, например, был 100%-й успех. Тринадцать учеников, отобранные учителями и директором из 1 200 школьников как «абсолютно неисправимые», как «неспособные сдать государственные экзамены». Двенадцать мальчиков и одна девочка. Через несколько месяцев они сдали все экзамены, все перешли на следующую ступень обучения. Времени на смену установки потребовалось всего два с половиной дня. Учителя за полчаса до тренинга описали этих учеников как пассивных, не интересующихся, равнодушных к урокам, недисциплинированных, невежливых, неисправимых и т.д. (негативных характеристик было на трех страницах альбома). Моя задача была показать, что они активны, заинтересованы в учебе, дисциплинированы, вежливы и, конечно, исправимы. Так все и вышло. Учителя были в шоке. Это было такое прозрения для педагогов!

Е.А.: —  И как эти дети учились спустя время?

А.Г.А.: —  Работник Mинистерства образования Сингапура отыскала всех учеников (кроме девочки, девочка болела) после 18 месяцев. Провела с каждым интервью, опросила тщательно. Все они продолжали учиться в академическом потоке (их не сбросили в профтех) — экзамены-то они сдали! И почти все помнили, почему они изменились, как их родители сказали, «буквально за один день». Мало того, они помнили и назвали первые законы мегакреативности или гениального обучения, ведь гении учатся так мощно… и их никто не заставляет!!!

Е.А.: —  Получается, что за два дня можно значительно улучшить результаты неуспевающего ребенка?

А.Г.А.: —  За два дня можно изменить установку слабого учащегося, и тогда он сам начнет учиться по-другому и выйдет из зоны риска. Он может быть и троечником (не отличником), как Эдисон, Ньютон, и многие другие гении, но он будет счастлив учиться, он будет готов учиться безостановочно! Кстати, в русском слове «учащийся» сущность видна лучше, чем в английском слове «learner». Смотрите: учащийся — это учащий-СЯ, т.е. учащий себя. Вот и задача-то креативного педагога создать ученика, который бы учил самого себя, или иными словами, создать идеального ученика.

Е.А.: —  Педагоги сейчас задали бы Вам вопрос: «Как же учебный материал? Времени-то на программный материал будет оставаться меньше?»

А.Г.А.: —  Иллюзия. Заинтересованный ученик учится быстрее. У заинтересованного ученика отсутствуют проблемы с дисциплиной. В отличие от традиционного класса, где дисциплинированность учеников занимает массу времени, креативно-ориентированный класс просто летит по программе. И дома, и в классе работают на полную катушку. И оценки выше, и удовлетворение выше. А потом методы-то вплетены в материал (см. формулу).

Е.А.: —  Андрей Григорьевич, а почему тогда даже по прошествии 25 лет креативная педагогика в России так мало известна, в школах уйма проблем, а уровень образования по многим оценкам катится вниз?

А.Г.А.: —  Для этого есть множество объективных причин. Во-первых, ломка формации —  это всегда болезненно, и школа просто не способна компенсировать все то, что происходит в обществе. Во-вторых, каждое новое направление требует времени на внедрение: нужны статьи, книги, диссертации, конференции. Все это же есть сейчас, но появилось не в одночасье. Главным было все-таки начать это движение, дать толчок, показать новые горизонты, высветить новую перспективу. Рад, что мне это удалось. Это не значит, что все об этом знают, но меня это меньше всего волнует. Креативная педагогика уже на энциклопедическом уровне, а значит она в каждой большой библиотеке мира. Вот только в прошлом году вышла «Энциклопедия креативности, изобретательства, инноваций и антрепренерства» (Springer) и там есть статья о креативной педагогике.

Креативная педагогика больше пошла вширь, в распространение по миру (Сингапур, Таиланд, Южная Африка, и т.д.). Уже через год после русской статьи появились статьи на английском языке в Индии. Ну, и наконец, возвращаясь к вопросу, почему креативная педагогика не спасает российское образование. А она и не призвана спасать системы —  она спасает человека, маленького и взрослого, когда он попадает в зону действия. Человек —  это высшая ценность. Гений в каждом учащемся —  это высочайшая ценность. Смогу ли я спасти всех гениев, так массированно и безжалостно уничтожаемых системами? Может быть, нет, но я делаю все, что в моих силах, чтобы спасти этого маленького, часто затравленного окружением, пьянками, коррупцией, матом, насилием,  злобой,  а нередко и просто войной,  потенциального гения, который просто умоляет озверевшее общество о пощаде.  А учитель —  это самый трудный вид гениальности! Но зато один гениальный учитель, принявший креативную педагогику душой и сердцем, может спасти 20-30 учеников в год. Вот почему учителя, прошедшие школу гениальности, становятся лучшими учителями своих стран!

Кстати, если бы креативная педагогика была известна, почти всех проблем образования можно было бы избежать. Но обществу же не нужны гении. Обществу нужны работники. И нужно, чтобы учителей было много. Поэтому большинству и не нужно, чтобы учащийся сам себя учил. А отличные учителя —  это редкость! Это интуитивные креаторы, находчивые, или, как Вы говорите, «смекалистые» лидеры детворы! Креативная мета-педагогика дает шанс каждому учителю взлететь до уровня гениального учителя, стать созидателем своего уникального курса.

Да, к слову, у Вас отличное понимание креативности! У Вас оно такое чисто русское и правильное, потому что в нашем богатом языке есть аж четыре слова в синонимическом ряду: творчество, создание, созидание (исключительно позитивное создание), да еще и креативность. А в английском-то — одно! Так вот за распространение понятия креативности и информации о креативной педагогике я Вам просто кланяюсь в ноги!

Вы —  золото образования! Спасибо, Елена Анатольевна!

Е.А.:  —  И Вам огромное спасибо, Андрей Григорьевич, за очень полезный материал и за Ваш нелегкий, но жизненно необходимый, труд! Подскажите, где же можно ещё почитать о креативной педагогике и о Ваших взглядах?

А.Г.А.: —  Уже есть монографии. Все есть в Интернете. Попов Валерий Васильевич создает новую энциклопедию онлайн, посвященную креативной педагогике. Что касается моих работ, то они разбросаны по миру, большинство на английском. Вот недавно один из классных переводчиков перевел книгу о гениальности на русский. Можете начать печатать по главе для Ваших постоянных читателей. Думается, самое короткое и в то же время полное описание можно найти в статье энциклопедии, которую я упоминал ранее. Берегите своих маленьких гениев.

Они — свет будущего!

Интервью записала
Елена Арих, гл. редактор издательства и журнала
«Всё для Образования Инфо».

Международная Академия Гениальности основана в 1995 году под названием Международный Институт Мега-Инновационного Интеллекта (Mega-Innovative Mind International Institute, MIMII).

Президент Академиидоктор А.Г. Алейников.

Первое название было выбрано не случайно. Гений — это и есть мега-инновационный интеллект. Но в то время мало кто мог поверить, что изучение гения возможно научно. На гениальность смотрели как на причуду природы или как на психическую аномалию. Сейчас гений изучается, открываются школы гения.

Первая Школа Гения открыла двери для детей в 1995, а наука Гениусология была предложена в 2003 году. Мы обучали детей, родителей, лучших учителей, профессоров, директоров школ в Сингапуре (лидер мирового школьного образования), в Таиланде, в Южной Африке, в США, в России и в Германии. Наши выпускники побеждают в конкурсах изобретателей, открывают новые законы физики, разгадывают тайны космоса, а наши учителя-выпускники становятся лучшими в стране. Лозунг Академии — спасение гениев по всему миру. А их действительно надо спасать, потому что потенциальный гений живет в каждом ребенке, но семья, обстановка и школа очень часто делают все, чтобы этого гения свести до уровня середняка, унизить интеллектуально, эмоционально, или физически. Гениоцид, как мы его называем, повсеместен, и способов «уничтожения» гения огромное множество. Один злой окрик, одно ехидное замечание, одно физическое наказание —  и целая область возможного развития гения может быть отсечена. Два, три, пять, десять таких —  и сферы развития заблокированы. Гениальность потому и столь редка, что большинство потенциальных гениев просто не выдерживает этого давления/подавления.

Когда учителя, родители и другие родственники узнают элементарные доказательства возможной гениальности каждого ребенка, их установка радикально меняется, и их ребенок (ученик, студент) приобретает шанс выжить, сохранив в себе гения. Представьте себе, сколько изумительных открытий, невиданных изобретений, сногсшибательно проникновенных произведений искусства могло бы родиться, если бы мы, взрослые, ученые, учителя, профессионалы, да и просто родители знали, как это делать! Насколько лучше, счастливее и справедливее была бы жизнь! Вот почему и нужна наша Академия, вот почему нужна наука Гениусология и, конечно, методология обучения (сохранения, возрождения) гениальности.